Условия возврата билетов
Перед покупкой авиабилета важно изучить правила возврата:
- Эконом-тарифы часто являются невозвратными либо предусматривают высокий штраф за возврат
- Гибкие тарифы обычно позволяют вернуть деньги с меньшими потерями
- При отказе от перелета без уважительной причины авиакомпания может удержать часть суммы
- Когда можно требовать полный возврат
Полную компенсацию получают в следующих случаях:
- Отмена или задержка рейса более чем на 2 часа
- Болезнь пассажира или смерть близкого родственника (требуются документы)
- Отказ в визе (необходима отметка в паспорте)
- Пропуск стыковочного рейса по вине авиакомпании
Права пассажиров при отмене и задержке авиарейсов: полный гид по компенсациям
В последние месяцы участились случаи отмен и задержек авиарейсов в России. Разбираемся, на какие компенсации и услуги могут рассчитывать пассажиры при срыве рейсов, и как грамотно отстоять свои права.
Основные права пассажиров
При отмене или задержке рейса авиакомпании обязаны обеспечить пассажирам комплекс услуг согласно законодательству РФ.
Ваши основные права включают:
- Право на полный возврат средств за билет при отказе от перелета
- Бесплатное обслуживание в зависимости от времени задержки
- Компенсацию убытков (при документальном подтверждении)
- Альтернативную перевозку следующим рейсом или другой авиакомпанией
- Специальные условия для пассажиров с детьми, инвалидов и пожилых людей
Обслуживание при задержках: что положено
В зависимости от продолжительности задержки, авиакомпания обязана предоставить:
2-4 часа
- Прохладительные напитки
- 2 телефонных звонка или email-сообщения
- Доступ к Wi-Fi
- Хранение багажа
4-8 часов
- Горячее питание (каждые 6 часов днем/8 часов ночью)
- Комнату матери и ребенка
- Медицинскую помощь при необходимости
Более 8 часов:
- Размещение в гостинице 3* или выше
- Трансфер аэропорт-отель-аэропорт
- Услуги няни для пассажиров с детьми
- Организацию экскурсий при задержке свыше 24 часов
Размеры компенсаций
При задержке рейса пассажир может рассчитывать на:
- 25% МРОТ за каждый час задержки для рейсов до 1500 км (макс. 50% стоимости билета)
- 50% МРОТ за каждый час для рейсов 1500-6000 км (макс. 100% стоимости)
- 600 евро за международные рейсы свыше 6000 км
Как вернуть деньги за билет
- Получите официальное подтверждение отмены рейса (штамп в аэропорту или справку)
- Направьте письменную претензию авиакомпании
- При отказе - обращайтесь в Роспотребнадзор или суд
Для билетов, купленных через посредников (Aviasales, Tutu и др.):
- Заполните форму возврата на сайте сервиса
- Приложите все необходимые документы
- Срок возврата - до 90 дней
Реальный случай из Удмуртии
Как оказалось, не всегда вопрос возврата денег за билет решается легко и просто даже при наличии уважительных причин и заблаговременного извещения перевозчика об отказе от вылета. Один из жителей Ижевска, Василий Е. (имя и фамилия изменены по просьбе источника) с мая не может получить деньги за билеты, уплаченные компании «Ижавиа», сообщает портал .
Вместе с женой он собирался провести отпуск на Байкале, билеты купил еще весной, вылет в Иркутск планировался на 18июня. Однако в мае выяснилось, что его супруге требуется срочная хирургическая операция с долгим периодом восстановления. Поездка была отменена, а чтобы вернуть деньги мужчину заставляют оформить и отправить все больше и больше разных документов.
«Первое, что требовалось — снять места с брони. Это я сделал сразу же в конце мая, когда узнал диагноз. Далее потребовались документы от медорганизации. Первое — это подтверждение с тремя печатями от главврача, о том, что именно на эту дату пассажир лететь по состоянию здоровья не может. Вот эту справку я отправил оригинальную, плюс приложил копию свидетельства о браке», — рассказал Udm-info путешественник.
В пределах положенного срока, который составляет 30 дней, пришел ответ: не хватает заявления от второго участника поездки. Также от него затребовали вторую справку либо закрытый больничный, которого не было, так как супруга находится на длительном лечении, либо другое подтверждение от главврача с диагнозом, которого в первой справке еще не было. После чего пассажирам вновь предстоит 30 дней ждать ответ.
Как сообщает мужчина, ему посоветовали отправить письмо и сканы недостающих документов в юротдел компании, чтоб ускорить процесс. Между тем оказалось, что он числится в авиакомпании как неявившийся на рейс. Так что мало того, что супруги не увидели Байкал, их злоключения по возврату денег за билет все еще продолжаются.
Советы пассажирам
- Всегда сохраняйте электронные билеты и чеки
- Требуйте письменные подтверждения всех решений авиакомпании
- Фотографируйте информационные табло в аэропорту
- Не бойтесь обращаться в контролирующие органы
- При покупке билетов через посредников уточняйте их политику возвратов
Эксперты рекомендуют оформлять страховку, покрывающую риски отмены рейсов. В спорных ситуациях можно обратиться за бесплатной консультацией в общество защиты прав потребителей.
Важно: Авиакомпании часто экономят на обслуживании, рассчитывая на неосведомленность пассажиров. Зная свои права и проявляя настойчивость, вы сможете получить все положенные компенсации и услуги.