Ситуация с топливом в России продолжает ухудшаться. В десяти регионах, включая Рязанскую, Нижегородскую и Самарскую области, автовладельцы сталкиваются с нехваткой бензина. Отдельные сообщения поступают и из Кировской области, пишет .
Независимые АЗС, которые ещё в августе продавали топливо ниже себестоимости, теперь несут значительные убытки. Крупным сетям удаётся компенсировать потери за счёт диверсификации бизнеса, но небольшие заправочные станции лишены такой возможности.
Минэнерго уже ужесточило контроль над ценообразованием на независимых АЗС. Это привело к очередям и скачку цен: в некоторых регионах стоимость АИ-95 достигла 68–70 рублей за литр. Влады стараются удержать планку в 70 рублей, опасаясь социальных последствий.
За последнюю неделю темп роста цен на бензин побил рекорды — 30 копеек за семь дней. Подобные скачки наблюдались лишь во время топливных кризисов 2018 и 2023 годов. В годовом выражении АИ-95 подорожал на 9,5%, АИ-92 — на 10%. С начала года рост составил 6,7%, а в отдельных регионах, например в Челябинской области, — почти 7%.
Среди причин кризиса — рост цен на нефть, санкционное давление и атаки на нефтеперерабатывающие заводы. Так, в сентябре повреждение крупного НПЗ в Ленинградской области спровоцировало резкий рост биржевых котировок.
Правительство уже ввело ограничения на экспорт бензина, чтобы насытить внутренний рынок. Следующим шагом может стать импорт топлива из Белоруссии. Власти также рассматривают возможность ужесточения контроля над ценами, чтобы сдержать инфляцию и избежать социальной напряжённости.
Эксперты предупреждают: превышение отметки в 70 рублей за литр может запустить цепную реакцию подорожания товаров и услуг. Властям предстоит найти баланс между интересами рынка и социальной стабильностью.